Мифические существа

ПАТА-КАБУСЯ
     Район на северо-западе Самарской области. Летающие огни - летучая нечисть.
     По древним поверьям, живет Пата-Кабуся в большом моховом болоте. Если в деревне кто-то умирает насильственной смертью и его не хоронят согласно обряду. может прилитеть Пата-Кабуся. "Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту все тоньше, и летит прямо в деревню". Там она воскрешает мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на свое болото.
     Существует смутное поверье, что мертвецы нужны Пата-Кабусе для какой-то загадочной битвы с неким "врагом в конце Времен".

ПЕГАС
     Крылатый конь. Сын Посейдона и Медузы-горгоны. Родился из туловища убитой Персеем горгоны.
     Пегас вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу громы и молнии. Пегаса так же называют конем муз, так как он копытом выбил из под земли Гиппокрену - источник муз, обладающий свойством вдохновлять поэтов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой.

ПЕРИ
     В мифологии преимущественно женские добрые или злые духи, связанные с водной стихией и плодородием. Они нередко проявляют благосклонность к человеку, становятся женами героев, одаряют человека даром предвидения будущего, исцеляют его от болезней.

ПАК
     Пак - в английском фольклоре самый известный из хобгоблинов. Как и все прочие хобгоблины, паки обладают способностью к оборотничеству; кроме того, они охотно помогают людям, выполняя ту же работу что и брауни. Тем не менее, паков нередко отождествляли с бесами. Любимая забава паков - сбивать с дороги путников. Подобно другим хобгоблинам, паки не терпят неверных влюбленных. Как и брауни, пака можно прогнать, предложив ему в дар новую одежду (а сделать такой подарок, что называется, подмывает - ведь паки, как утверждается в сказках, расхаживают обнаженными).

ПЕЛИКАН
     Пеликан в обычной зоологии - это водяная птица с размахом крыльев около шести футов и очень длинным клювом, нижняя часть которого расширена и образует мешок для накапливания рыбы. Пеликан легендне такой крупный, и, соответственно, клюв у него короче и острее. Согласно народной этимологии, pelicanus - "белошерстный": перья у настоящего пеликана белые, меж тем как у легендарного желтые, а иногда и зеленые. (Подлинная этимология слова "пеликан" - греческое "рублю топором", ибо длинный клюв его уподобили клюву дятла.) Но его повадки еще более удивительны, чем внешность.
     Мать ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. Через три дня появляется отец и в отчаянье от гибели своего потомства собственным клювом раздирает себе грудь. Кровь из его ран воскрешает умерших птенцов. Так повествуют средневековые "бестиарии", однако Св.Иероним в комментарии к 101-му псалму ("Я уподобился пеликану в пустыне; я стал, как филин на развалинах") приписывает умерщвление выводка змее. О том, что пеликан раздирает себе грудь и кормит детенышей собственной кровью, говорится в распространенном варианте этой легенды.
     Кровь, возвращающая мертвых к жизни, приводит на ум причастие и распятие - так, в знаменитом стихе из "Рая" (XXV, 112) Иисус Христос назван "nostro Pelicano" ["Наш Пеликан" (лат.)] - Пеликан человечества. Латинский комментарий Бенвенуто де Имела толкует это так: "Его называют Пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди. Пеликан - это египетская птица".
     Пеликан часто встречается в церковной символике, его поныне изображают на дарохранительницах. В "бестиарии" Леонардо да Винчи пеликан описывается следующим образом: "Он горячо любит своих птенцов и, найдя их в гнезде убитыми змеею, раздирает себе грудь и, омыв их своей кровью, возвращают к жизни".

ПИКСИ
     Рост у пикси внешне привлекательных фейри может быть каким угодно - от пяди до нормального человеческого. У них рыжие волосы и курносый нос; ходят они в зеленых куртках, на голове носят колпаки, который закрывают прищуренные, боящиеся солнечного света глаза. Утверждают, что днем пикси перекидываются в ежей. Их любимая забава - сбивать с дороги путников. Кроме того, пикси крадут лошадей, особенно жеребят. Самый надежный способ прогнать пикси - это вывернуть наизнанку куртку или показать им железный крест. Впрочем, пикси довольно дружелюбны. Они ухаживают за заброшенными могилами, оставляют на них цветы, помогают по дому, выполняя ту же работу, что и брауни. Правда, работа им быстро надоедает, и они бросают ее при первом же удобном случае. Одни говорят, что пикси - духи детей, умерших до крещения; другие - что это духи друидов или язычников, отошедших в мир иной до пришествия Христова, а потому не попавших ни в рай, ни в ад.

ПОЖИРАТЕЛЬ ТЕНЕЙ
     Существует любопытный литературный жанр, возникший в разные эпохи и у разных народов, меж собою не связанных: путеводитель покойника по неземным пределам. "Небо и земля" Сведенборга, гностические писания, "Бардо Тбёдоль" тибетцев (название, которое, согласно Ивенс-Вентц, следует переводить "Освобождение через выслушивание на посмертной равнине") и "Египетская книга мертвых" не исчерпывают список подобных сочинений. В двух последних "совпадения и различия" удостоились внимания ученых, нам же будет достаточно повторить здесь, что для тибетского руководства мир иной столь же иллюзорен, как и здешний, а для египтян - он реален и объективен.
     В обоих текстах есть трибунал богов, причем у некоторых богов обезьяньи головы; в обоих взвешиваются заслуги и грехи. В "Книге мертвых" на чашах весов перо и сердце; в "Бардо Тбёдоль" - белые и черные камешки. У тибетцев есть демоны, исполняющие должность свирепых палачей, у египтян - Пожиратель теней.
     Умерший клянется, что никого не заставил голодать или плакать, никогда не убивал и не принуждал убивать, не похищал погребальную пищу, не подделывал меры, не отнимал молоко от уст ребенка, не сгонял с пастбища животных, не сажал в клетки пташек божьих.
     Если он лжет, тогда сорок два судьи отдают его Пожирателю теней, "у которого перед крокодила, туловище льва и круп гиппопотама". Ему помогает другой зверь, Бабаи, о котором мы знаем только, что он ужасен и что Плутарх отождествляет его с титаном, отцом Химеры.

ПОНЁ
     Понё - в моногольской мифологии духи служащие Эрлик-хану. Всего их 100 000, они приводят в исполнение его приговоры. Эти же понё бегают по земле и хватают души умерших таща их на суд праведный.

ПОЛЕВИК
     Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, входили в соприкосновение с другими "малыми" божествами - Полевиками. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
     Крестьяне Тульской губернии полагали, что мохнатые полевики или луговики обитают под землей, в норах, но выходят оттуда в полдень и перед заходом солнца. В это время они опасны, могут «навеять на человека болезнь, лихорадку.

ПОЛКАН
     В славянской мифологии получеловек полуконь. В исходной версии имя Полкана является русифицированной формой итальянского слова "поликано" - полупес. На многочисленных же лубках Полкан представлен в виде традиционного кентавра. Он выступает в качестве антагониста главного героя и погибает от его руки.

ПОЛУДНИЦА
     Развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные ведения и галлюцинации и мороки.
     Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом. Так же существуют придания, если встретить полудницу в полдень то она начнет загадывать загадки и если не ответишь то она защекочет человека до смерти.

ПРИЗРАКИ
     Видимые лишь частично в обычном спектре души давно умерших людей. По рассказам они вызывают безотчетный страх или дают различные предупреждения живым.
     Встречаются привидения чаще всего на развалинах, кладбищах, перекрестках дорог, болотах, или в заброшенных домах. Считалось, что привидения обычно появляются возле воды - на мостах и около водяных мельниц. Согласно народным поверьям славян, привидения в основном относятся к человеку враждебно. Они могут напугать, заманить, лишить памяти, наслать болезни.
     Считается, что приведение может увидеть не каждый, и встреча с ним является плохим предзнаменованием не только для увидевшего, но и для всей его семьи. Согласно народным поверьям с приведениями нельзя говорить, а так же поворачиваться к нему спиной. Так же не следует возвращаться назад, надо просто продолжать движение, как бы не замечая приведение. При этом нужно вывернуть всю одежду на изнанку или надеть шапку задом наперед.
     Оберегами приведений считался крест, святая вода, ветки омелы или освященной вербы. Кроме того, чтобы избавиться от приведений, нужно было произнести молитву или просто ударить приведение наотмашь правой рукой.

ПТИЦА СКОП
     Мифические свойства приписывались мифической же птице Скопа из славянкой мифологии - рассказывалось, что существует такая смертоносная птица, когти которой начинены ядом, и любой мог стать ее жертвой. Видимо, кознями птицы объясняли в старину действия неизвестных смертельных болезней, потому - со временем и прогрессом медицины - о птице порядком подзабыли.