Мифические существа

ГАМАДРИАДЫ
     Гамадриады, греч. - нимфы деревьев, которые в отличие от дриад рождаются и умирают вместе с ними. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него полилась кровь, а ветви стали очень бледными. Это была кровь гамадриады, которая предрекла жестокому Эрисихтону возмездие. Богиня Деметра наказала осквернителя своего священного дуба, наделив Эрисихтона неутолимым голодом.

ГАМСИЛГ
     В мифологии ингушей и чеченцев злой дух в облике молодой женщины или старухи (обычно в лохмотьях). Живёт далеко от жилья человека - в лесу, в горах. Согласие мифам, хитростью завлекает к себе героев; усыпив их, высасывает у них кровь либо пожирает их. Иногда удачливые герои одолевают Гамсилг. В современном фольклоре Гамсилг - персонаж сказок, в которых он выступает как оборотень.

ГАНДХАРВЫ
     В индийской мифологии гандхарвы — фантастические существа, верхняя часть туловища которых и голова — человеческие, но с большими крыльями за спиной, а нижняя часть — лошадиная. Гандхарвы — небесные певцы и музыканты, служат они богу богатства Кубере, развлекая его гостей во дворце.
     Вечно юные, прекрасные, живут они в небесном городе Гандхарваранагара (в переводе значит «мираж»), в одном из дворцов которого хранится сосуд со священным ритуальным напитком — сомой. Ни днем, ни ночью не спускали с него глаз гандхарвы, но однажды прекрасная Сарасвати, богиня красноречия, хитростью выманила у них сосуд с напитком и унесла в Обитель богов. Гандхарвы отправились вслед за богиней, чтобы своим пением и игрой на лютне разжалобить бессмертных, заставить их вернуть сосуд со священной сомой, но увы — тщетно!
     Пение и игру гандхарвов могут услышать иногда и простые смертные, а в ясную, солнечную погоду — даже увидеть парящий в небе призрачный город — Гандхарваранагару и его обитателей.

ГАНИЭЛЬ
     Иезекиилю в Вавилоне предстало видение - четверо животных или ангелов, "и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла", и "подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны... а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех". Они шли, куда их вел дух, "каждое в ту сторону, которая пред лицом его", или его четырех лиц, возможно чудесным образом разрастаясь в четырех направлениях. Четыре колеса, у которых ободья "высоки и страшны", шли за ангелами и "вокруг полны были глаз".
     Воспоминания об Иезекииле вдохновили святого Иоанна, в "Откровении" которого, в главе IV, мы читаем:"И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет".
     В "Зогаре", или "Книге Сияния", прибавлено, что четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и что глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.
     Стивенсон задавался вопросом: если такие чудеса есть на Небе, то чего только нет в Аду! Из приведенного пассажа "Апокалипсиса" Честертон почерпнул свою блестящую метафору ночи: "чудовище, состоящее из глаз". Четвероликие ангелы "Книги Иезекииля" названы "гайот" ("живые существа"); в "Сефер Ецира" они - десять чисел, которые вместе с двадцатью буквами алфавита послужили для сотворения нашего мира; согласно "Зогару", ангелы эти спустились с горних высот, увенчанные буквами.
     От четырех ликов "гайот" евангелисты позаимствовали свои символы: Матфею достался ангел, иногда в виде бородатого мужчины; Марку - лев; Луке - бык; Иоанну - орел. Святой Иероним в своем комментарии к Иезекиилю попытался разумно обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку - лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке - бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орел - за возвышенный полет его веры.

ГАНКОНЕР
     Ганконер - фейри, которого ещё называют "ласковый любовник". Ганконер обычно принимает облик весьма представительного, симпатичного мужчины с короткой трубкой в зубах. Он бродит по укромным лощинам и наигрывает на своей флейте разные мелодии. Девушки, которые слышат его флейту, не могут устоять перед музыкой. Ганконер их обольщает - и бесследно потом исчезает. Девушка, встретившая ганконера, будет тосковать по нему до самой смерти, исхудает и зачахнет от тоски. Чтобы избежать подобной участи, не следует в одиночку ходить по лощинам, где растут колокольчики или анютины глазки. Тем паче следует сторониться оврагов, заросших терновником.

ГАРГУЛЬИ
     Охранные статуи, которые устанавливались для украшения многих замков и строений. Как безжизненная каменная статуя может охранять что-нибудь? Возможно они не такие же безжизненные как они кажутся...

ГАHРПИИ
     Женщины с нижней частью и крыльями ястреба. Эти существа первоначально посылались Греческими Богами, чтобы жестоко мучить и наказывать людей. В Греции Гарпии символизировали судей. Позже, в средние века они стали символизировать жадность и дьявола.
     В греческой мифологии гарпий посылали в наказание провинившимся перед богами людям. Гарпии отнимали пищу у человека всякий раз когда он садиться есть и так длиться до тех пор пока человек не умирал от голода.
     На ряду с наглым отбиранием пищи гарпии распространяли страшное зловонье которое не всякий мог вынести. Их численность колеблется от двух до пяти.

ГАРБАШ
     В мифологии ингушетов - огромное, покрытое шерстью, страшное человекоподобное чудовище, умеющее говорить. Он настолько силён, что может двумя голыми руками без труда разорвать настолько толстые цепи, что их не берёт меч. Однако он не настроен отрицательно к людям, он любит просто пировать и веселиться, и может разве что отобрать у людей пищу или любое имущество для удовлетворения своих потребностей, не впадая при этом в жадность и беря только то, что ему надо.
     Эти гарбаши в один присест съедают целого быка, а потом ложатся спать на трое суток.

ГАРУДА
     Вишну, второй бог троицы, возглавляющий брахманистский пантеон, ездит верхом либо на земле, либо на спине Гаруды. Изображают Вишну синим, с четырьмя руками, держащим дубинку, раковину, диск и лотос. Гаруда - полугриф-получеловек, у него крылья, клюв и когтистые лапы хищной птицы, а туловище и ноги человечьи. Лицо у него белое, крылья ярко-алые, туловище золотое. В храмах Индии поклоняются статуям Гаруды из бронзы или камня. В Гвалиоре была найдена статуя, изваянная более чем за сто лет до н.э. греком Илиодором, который поклонялся Вишну.
     В "Гаруда Пурана"- одной из многих "Пуран", или преданий индуизма,- Гаруда подробно излагает происхождение Вселенной, солнечную сущность Вишну, ритуал его культа, родословную царей, происходящих от солнца и луны, содержание "Рамаяны" и многие менее важные темы, вроде сведений о стихосложении, грамматике и медицине.
     Также в Индии называлась птица Феникс.

ГЕКАТОНХЕЙРЫ
     Гекатонхейры - "сторукие" - громадные как горы пятидесятиголовые и сторукие великаны, братья Гиес, Котт и Эгеон (Бриарей), сыновья Геи и Урана, братья циклопов, гигантов и титанов.

ГИАНА
     Гианы - в итальянском фольклоре в основном женские духи. Высокие и красивые, они обитали в лесах, занимались рукоделием. Еще они могли предсказывать будущее и знали, где спрятаны клады. Не смотря на свою красоту, гианы, среди которых большинство составляли женщины, с трудом находили себе пару.
     Мужчин-гианов было крайне мало; карлики в мужья не годились, а великаны были настоящими грубиянами. Поэтому гианам оставалось лишь заниматься работой и петь грустные песни. Со временем они сделались лучшими на свете вышивальщицами, а своими песнями стали завлекать людей: стоит человеку услышать первые такты мелодии, он застывает на месте как вкопанный, поддавшись наваждению. Тогда гиана набрасывается на него, высасывает кровь, а потом убивает. Три дня спустя насытившаяся гиана рожает дитя-полукровку, охочее до сырого мяса.
     Со временем гианы стали ниже ростом, начали кутаться в меха или носить яркие крестьянские одежды. Мужчины и женщины живут вместе в пещерах, питаются дикими травами и мясом. Однако женщины-гианы до сих пор слывут замечательными рукодельницами, а чудесные песни нет-нет да раздаются в лесах

ГИБРИД
     "У меня есть забавная зверушка - полукошка, полуовечка. Она досталась мне в наследство от моего отца. Но по-настоящему развилась только у меня - прежде это была больше овечка, чем кошка. Теперь она почти в равной мере и то и другое. От кошки у нее голова и когти, от овечки - размеры и форма; от обеих - ее глаза, диковатые и меняющиеся, ее шерсть, мягкая и плотно прилегающая, ее движения, то прыгучие, то крадущиеся. Лежа на освещенном солнцем подоконнике, она свертывается клубком и мурлычет; на лугу мчится как сумасшедшая, не поймаешь. Она убегает от кошек и пробует нападать на овечек. В лунные ночи ее любимое место прогулок - черепичная кровля. Мяукать она не умеет и ненавидит крыс. Может часами лежать в засаде возле курятника, но ни разу не воспользовалась возможностью совершить убийство.
     Я кормлю ее молоком - это как будто ей всего полезней. Она пьет молоко большими глотками, всасывая его сквозь свои зубы хищника. Разумеется, она - чудесная забава для детей. Воскресное утро время визитов. Я усаживаюсь с этим маленьким зверьком на коленях, и меня окружают все соседские ребятишки. Мне задают самые странные вопросы, на которые ни один человек не сумел бы ответить. Почему существует только одно такое животное? Почему оно принадлежит мне, а некому-то другому? Было ли когда-нибудь раньше животное вроде него и что случится, если оно умрет? Чувствует ли оно себя одиноким? Почему у него нет детей? Как его зовут? И так далее. Я не утруждаю себя ответами, отграничиваясь тем, что демонстрирую свое сокровище. Иногда дети приносят своих кошек, однажды даже принесли двух ягнят. Но вопреки их надеждам сцена узнавания не состоялась. Животные спокойно глядели друг на друга своими глазами животных и явно воспринимали взаимное существование как некую божественную данность.
     Сидя у меня на коленях, моя зверушка не испытывает ни страха, ни азарта погони. Счастливей всего она, когда прижимается ко мне. Она привязана к семье, которая ее вырастила. Разумеется, в этом нет признака какой-то особой преданности, это просто верный инстинкт животного, которое, имея в мире бесчисленных свойственников, не имеет ни одного кровного родственника, поэтому опека, которую оно нашло у нас, для него священна.
     Порой я не в силах удержаться от смеха, когда она, принюхиваясь, вертится вокруг меня, пугается у меня в ногах и не желает от меня отстать. Не довольствуясь тем, что она овечка и кошка, зверушка словно настаивает на том, что она еще и собака. Однажды, когда я, как со всяким может случиться, не видя выхода из своих денежных трудностей и их последствий, решил разом покончить со всем и, сидя у себя в комнате в кресле-качалке с моей зверушкой на коленях, случайно опустил глаза, я увидел, что с длинных усов капают слезы. Были это мои слезы или слезы моей зверушки? Неужели у этой кошки, наряду с душой овечки, еще и самолюбие человека? Не так уж много досталось мне от отца, но это наследство стоит того, что бы им дорожить.
     Моей зверушке свойственна непоседливость обоих этих созданий - и кошки и овечки, - как ни различны они. Поэтому ей вечно не сидится. Иногда она вскакивает на подлокотник моего кресла, кладет передние лапы мне на плечо и тычется мордочкой в мое ухо. Словно что-то говорит мне, и, действительно, она потом повертывает голову и смотрит мне в глаза, чтобы проверить, какое впечатление произвело ее сообщение. И я из любезности веду себя так, будто понял, и киваю ей. Тогда она соскакивает на пол и радостно прыгает вокруг меня. Возможно, что нож мясника был бы для нее избавлением, но, поскольку это мое наследство, я должен ей в этом отказать. И придется ей ждать, пока дыхание само покинет ее тело, хотя иногда она смотрит на меня взором, полным человеческого разума, призывая сделать то, о чем думаем мы оба. (Франц Кафка. Описание одной битвы.).

ГИГАНТ
     Гиганты - около ста пятидесяти чудовищных великанов с ногами в виде змей и косматыми длинными волосами и бородами. Сыновья Урана и Геи, рожденные из капель крови Урана, оскопленного Кроном, впитавшихся в Землю-Гею. Имена были даны не всем "братьям". Некоторые из поименованных: Агрий, Алкионей, Гратион, Ипполит, Клитий, Мимант, Паллант, Полибут, Порфирион, Тоон, Эврит, Энкелад, Эфиальт. Произошли от крови кастрации Урана. Восстали против олимпийских богов, были повержены только когда Зевс позвал на помощь Геракла, т. к. необходимо было участие "смертного".

ГИДРА
     Змея или дракон с пятью или больше головами. Согласно Греческих легенд, это существо можно быть уничтожить только отрубив головы и спалив шею. Если это не было сделано, то на том месте, где была отрубленная голова, вырастало две. Одним из 12 подвигов Геракла было уничтожение Гидры

ГИППОГРИФ
     Желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы - это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя - львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение, он прибавляет, что они ненавидят лошадей... Со временем выражение "jungentum iam grypes equis" ["скрещивать грифа с лошадьми" (лат.)] стало поговоркой; в начале XVI века Лудовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа. В грифе древних сожительствуют орел и лев; в Ариостовом гиппогрифе - лошадь и гриф, это чудовище, или вымысел, второй степени. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное созданье, чем крылатая лошадь.

ГИППОГРИФОН
     Гиппогрифон выглядит похожим на лошадь, но с головой, передними лапами и крыльями орла. Говорят, что это существо происходит из союза между грифоном и лошадью.

ГИППОКАМПУС
     Лошадь с задней частью в виде рыбы. Это существо исходит из Греческих легенд.
     Гиппокампус - водный конь из упряжки Нептуна с рыбьим хвостом и перепончатыми лапами вместо передних ног с копытами.

ГИРТАБЛИЛИ
     Люди-скорпионы, обладавшие мощным ядовитым хвостом, персонажи шумерских сказаний. Они охраняли небесные ворота, в которые никому, кроме Солнца, не полагалось заходить.
     Лишь храбрый Гильгамеш не побоялся этих чудовищ. Этому герою смерть была не страшна, потому что он всегда мог воспользоваться "травой бессмертия", доставшейся ему от вавилонского мудреца Пирнапиштима.
     Вот что говорится в "Эпосе о Гильгамеше":

     "…Гора называлась Машу.
     И когда подошёл он к Машу,
     Те, что блюли ежедневно солнечный выход и возвращение, -
     Головы их касался свод небесный,
     И внизу их грудь доходила до ада, -
     Люди-скорпионы хранили двери,
     Вид их был смерть, и взор был ужасен.
     Страшный блеск их опрокидывал горы!
     При выходе и при возвращении блюли они солнце.
     Он их узрел, Гильгамеш, и от испуга
     И от тревоги лицо его омрачилось.
     Он собрал свои мысли, и склонился пред ними
     Человек-скорпион, жене своей крикнул:
     "Тот, кто подходит к нам, тело его, как тело бога".
     Женщина-скорпион отвечает мужу:
     "Бог он двумя третями, человек лишь одною".
     Гильгамеш говорит человеку-скорпиону:
     "Знаешь ли ты, где Ут-напиштим, мой отец, обитает.
     Он, возросший в собранье богов и вечную жизнь обретший?"
     Человек-скорпион отверзает уста, говорит Гильгамешу:
     "Нет никого, Гильгамеш, кто прошёл бы такою дорогой,
     Нет никого, кто прошёл бы сквозь эту гору.
     Мрак там глубок, и нет там света
     Ни при выходе солнца, ни при его возвращенье.
     Но иди, Гильгамеш, не медли в горных воротах,
     Здравым и невредимым да хранят тебя боги!"
     Человек-скорпион кончил, вошёл Гильгамеш в пещеру,
     Ночною дорогой солнца час двойной он проходит,
     Мрак там глубок, и нет там света,
     Позади себя ничего он не видит.
     Восемь часов идёт, и дует северный ветер,
     Десять часов идёт, выходит навстречу солнцу,
     На двенадцатый час разлилось сиянье.
     Деревья богов он увидел, к ним путь направил,
     Яблоня гнется под плодами.
     Повисают гроздья, которые видеть отрадно,
     На лазоревом камне выросло райское дерево,
     И на нём плоды совершенны для взгляда.
     Между них изумруды, рубины, яхонт.
     И кошачий глаз, и лунный камень…"

ГЛАШАН
     Глашаны - в фольклоре жителей острова Мэн фейри, дальние родственники гремлинов. Их любимое занятие намагничивать камни на обочинах дорог. Машины, которые проезжают мимо таких камней, съезжают на обочины, несмотря на все усилия водителей. Довольные глашаны разражаются смехом и убегают.

ГЛЕЙСТИГ
     Глейстиг - в шотландском фольклоре фейри, наполовину женщины, наполовину козы. Глейстиги бывают как добрыми, так и злыми. Добрые глейстинги заботятся о детях и стариках, присматривают за домашними животными, чтобы отблагодарить глейстинга, достаточно вечером выставить на порог блюдце с молоком. Злые глейстиги кровожадны и смертельно опасны для людей. У них женские головы и туловища, а вместо ног - козлиные копыта, скрытые длинными зелеными платьями. Эти платья расшиты золотыми нитями, а сами женщины настолько красивы, что редкий смертный сумеет устоять и не поддаться, когда его пригласят потанцевать. Тот кто принимает приглашение от глейстига, уже не жилец на этом свете: из него выпьют всю кровь. Все глейстиги, и добрые, и злые, умеют летать и способны передвигаться по воде как по суше.

ГМУРЫ
     В горах, в пещерах, живут гмуры, также их называют гомозулями и гномами. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.
     В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.
     Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.
     Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга.
     Гномы, более древние, чем их название - оно греческое и возникло в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые.
     "Гносис" на греческом означает "знание". Существует гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном" потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Подобно грифам эллинских и восточных поверий, и германским драконам, обязанность гномов - охранять потаенные сокровища

ГНОМЫ
     В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.
     В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.
     Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.
     Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга.
     Гномы, более древние, чем их название- оно греческое и возникло в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые.
     "Гносис" на греческом означает "знание". Существует гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном" потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Подобно грифам эллинских и восточных поверий, и германским драконам, обязанность гномов - охранять потаенные сокровища.

ГОБЛИНЫ
     Эти небольшие существа встречаются во многих рассказах. Чаще всего изображаются подобными злым Импам, которые приходят в восторг, разыгрывая и обманывая людей. В ролевых играх они - племя полулюдей, которые часто встречаются в глухих местах и нападают на путников.
     В английской мифологии существа, похожие на людей, но безобразные, злобные. Их дом – подземные пещеры, туннели , так же селятся в людских домах или в дуплах деревьев. Гоблины - говорят , так же любят жить под каменными мостами. Ходят гоблины в надвинутых на глаза колпаках. Маленькие, скрюченные с несоразмерно крупными головами, ногами и руками, зеленые, у них щелястые головы и ненасытные пуза. головы у гоблинов тверже камней. Маленькие уродцы жили в грязи и ужасе. На Хэллоуин они, как правило, принимают обличье уродливых животных и пугают людей. Хэллоуин - древний языческий праздник у кельтов, отмечаемый 31 октября. гоблины боятся солнечного света.

ГОГ
     Богатую фантазию географов питали библейские упоминания о великане Гоге, из которого переводчики сделали два чудовищных народа - Гог и Магог. По преданию, эти народы Александр Македонский загнал за железную стену, и когда они прорубят ее и вырвутся наружу, наступит конец света. Немудрено, что всех диких завоевателей, пришедших в Европу: гуннов, монголов, а потом и турок - считали теми самыми Гогом и Магогом.

ГОЛЕМ
     В XIII веке Данте провозгласил, что всякий пассаж Библии имеет четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический. Шотландец Эригена, более последовательно обходившийся с понятием божественности, еще прежде того сказал, что смыслы Писания бесконечны, как число красок на павлиньем хвосте. Каббалисты могли бы одобрить такое суждение, одной из тайн, которые они искали в божественных текстах, было создание органических существ. О демонах сказано, что они могли создавать тварей крупных и тяжелых, вроде верблюда, но не утонченных и нежных; раввин Элиезер отрицал, что они способны создавать что-либо меньшее по размеру, чем зерно овса. Человек, созданный путем комбинации букв, был назван "Голем": само это слово буквально означает аморфную, безжизненную материю.
     В Талмуде Санбердин читаем: Если бы праведники захотели создать мир, они смогли бы это сделать. Комбинируя буквы непроизносимых имен Бога, Рава сумел создать человека и послать его к Раву Зера. Тот заговорил с Големом, и так как тот не отвечал, раввин приказал: "Ты - творение волшебства, обратись снова в прах".
     Оба ученых имели обыкновение каждую пятницу изучать Законы Творения и создавать тут же трехлетнего бычка, которого они и съедали на ужин" [Нечто похожее читаем у Шопенгауэра: "На странице 325 первого тома своей "Zauberbibliothek" ("Библиотеки волшебства") Хорст излагает учение английской визионерки Джейн Лид следующим образом: Обладающий магической силой способен по своей воле направлять и обновлять царство минеральное, царство растительное и царство животное; посему довольно было бы нескольким волшебникам сговориться для того, чтобы все Сотворенное перешло в состояние райского блаженства" ("О воле и природе", VII).] Славу Голема на Западе создал австрийский писатель Густав Мейринк; в пятой главе своего фантасмагорического романа "Голем" (1915) он пишет:"История эта восходит к XVII веку. Восстановив утраченные формулы каббалы, некий раввин [Иегуда Лев бен Безалель] создал искусственного человека - так называемого Голема, - дабы тот звонил в колокола в синагоге и выполнял тяжелые работы. Однако то не был человек, как все остальные, в нем едва теплилась глухая, растительная жизнь. Да и та - лишь днем, и поддерживало ее влияние магических слов на записке, которую ему засовывали за зубы и которая притягивала из вселенной свободные звездные токи. Однажды перед вечерней молитвой раввин забыл вытащить записку изо рта Голема; тот впал в неистовство и побежал по темным улицам, убивая всех, кто попадался на его пути. В конце концов раввин его догнал и порвал оживляющую его записку. Голем рухнул наземь. От него осталась лишь жалкая глиняная фигурка, которую теперь показывают в пражской синагоге".
     Элеазар де Вормс сохранил формулу, по которой можно создать Голема. Детали этой процедуры занимают двадцать три столбца в томе ин-фолио и требуют знания "алфавита 221 ворот", который надо повторять над каждым органом Голема. На лбу у него надо начертать слово "Эмет", означающее "истина". Чтобы уничтожить глиняного человека, достаточно стереть первую букву, останется слово "мет", означающее "мертв".

ГОМУНКУЛУС (лат. homunculus - человечек)
     По представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты (биологи 17-18 вв., ошибочно считавшие, что в сперматозоиде преобразован сформировавшийся организм и развитие зародыша сводится лишь к его увеличению в размерах, сходны с Овистами) считали, что Гомункулус - маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.
     Овисты выражали почти те же взгляды, расходясь лишь в том, что взрослый организм предобразован не в сперматозоиде, а в женской половой клетке - яйце. Возможно по своему искуственному происхождению схож с глинянным големом.

ГОРГОНА
     «Вместо волос у горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» — так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгону древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до нашей эры).

ГОРГУЛИ
     По средневековым поверьям - охранные статуи, которые устанавливались для украшения многих замков , храмов, соборов и прочих строений. Как безжизненная каменная статуя может охранять что-нибудь? Считается что при опасности и по ночам горгули оживали...

ГОСПОДСТВА
     В христианских мифологических представлениях четвертый из девяти ангельских чинов, вместе с силами и властями образующий вторую триаду. Согласно Псевдо-Дионисию, "знаменательное наименование святыхГосподств... означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию".

ГРАНТ
     Грант - в английском фольклоре оборотень, который чаще всего является смертным под видом лошади. При этом ходит он на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант - городской фейри, его часто можно увидеть на улице, в полдень или ближе к закату. Встреча с грантом предвещает несчастье - пожар или что-нибудь еще в том же духе.

ГРЁЗА
     Нечистая сила; видение, привидение, мираж.
     Упоминание о грезе встречается в заонежской былине. Она повествует о парне, убежденном в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не может: " Ну мать и пошла по ворожеям. Одна ворожея говорит ей: "Это он в грезу влюбился, в нечистую силу. Возьми девять пачек иголок, да понатыкай от порога ему до кровати, да все иголки крестом зааминь. Она как наколется, подаст голос человеческий, тогда и пропадет".
     Да и купила мать девять пачек иголок, да понатыкала от порога до кровати, острым концом вверх. Ночью-то он лежит да поджидает, а мать не спит - слушает. Вдруг, как дверь открылась, ступила та через порог, да как закричит, ступила второй, да как зплачет, завопит "Ах, ты, говорит, осудник негодный, я тебя все одно сгублю!" И пропала. А на другой день, вдруг, как вдарило что-то в угол, так угол и рассеялся. Выбегли, а там ребенок лежит раздернут, да весь окровавленный. Это греза его об угол и раздернула. Да не настоящий ребенок это, а нечиста сила. Такая быть это была".

ГРЕМЛИНЫ
     Маленькие мохнатые существа. Бояться света и воды. Если на них попадет вода то они становятся злобливы. Их нельзя кормить после 12 ночи потому что от этого они начинают размножаться методом деления, но все последующие собраться первого гремлина рождаются злобными и начинают пакостить людям.
     Зловредные существа, ненавистники техники. С первой мировой войны все неполадки в технике, начиная от велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам.
     Гремлины ненавидят технику и всячески вредят людям, которые ей пользуются. Внешне они сильнее всего напоминают помесь кролика с бультерьером; ростом около 50 сантиметров, одеты обычно в зеленые брюки и красные куртки. У них перепончатые лапы, которыми они ступают очень тихо, почти неслышно. К людям гремлины относятся достаточно дружелюбно, устраивают пакости скорее из озорства, чем из желания досадить

ГРИМ
     Гримы водятся чаще всего на церковных кладбищах, поэтому их еще называют церковными гримами. Обычно грим принимает обличье черного пса (иногда теленка), пугает людей, воет под окнами больных, предвещая тем скорый конец. Грима можно увидеть в дождливую погоду. Иногда он звонит среди ночи в колокола, а во время похорон смотрит с колокольни, и по его виду можно угнать, куда отправится душа умершего - в ад или в рай.

ГРИМТУРСЫ
     Ледяные гиганты живущие в горах. Очень опасаются расколоться при падении с горы так как им это грозит смертью. Дальние родственники варклапов.

ГРИФ
     Крылатыми чудовищами" называет грифов Геродот, повествуя об их постоянной войне с Аримаспами; почти столь же неопределенно говорит о них Плиний, упоминая о длинных ушах и изогнутом клюве этих "легендарных птиц" (X, 70). Пожалуй, самое подробное описание найдем у предполагаемого сэра Джона Мандевиля в главе 85 его знаменитых "Путешествий": "Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю "ипотаны" (гиппопотамы), которые живут то на суше, то в воде, они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее раздобыть. Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер - луки".
     Другой знаменитый путешественник Марко Поло, слышал на Мадагаскаре рассказы о птице "рок" и сперва думал, что речь идет о ucello grifone, о птице грифе ("Milione", CLXVIII) [прозвание Марко Поло, когда он достиг богатства, было Messer Milione]. В средние века символика грифа противоречива. В одном итальянском бестиарии сказано, что он означает демона; обычно же он - эмблема Христа, так и трактует его Исидор Севильский в своих "Этимологиях": "Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения возносится на небо".
     В XXIX песне "Чистилища" Данте грезится триумфальная колесница, запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная - белая с алым, дабы, согласно комментаторам, обозначить человеческую природу Христа [Стихи эти напоминают описание Жениха в "Песне Песней" (5:10-II): "Возлюбленный мой бел и румян... голова его - чистое золото"]. (Белое, смешанное с красным, дает цвет плоти.)
     Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который одновременно священнослужитель и царь. Дидро в своей "Христианской иконографии" пишет: "Папа, как понтифик или орел, возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по земле могущественно и властно".

ГРИФОН
     Крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают.
     Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
     В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду , Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

ГУЛЬ
     Из арабских мифов - злой дух - оборотень, обитает по поверью в Средней и Малой Азии, в пустыне, подстерегая одиноких путников, убивая и пожирая их, потому как питается только свежей мертвечиной, а в пустыне согласитесь такой пищи не особо много; имеет вид страшного чудовища, но иногда является путникам в образе женщины, что говорит о его гермофродизме.

ГУРИЯ
     Гурии - в мусульманской мифологии - обитательницы Рая, вечно юные и ослепительно красивые девы. Они становятся женами погибших героев и просто достойных людей. (По своим функциям очень схожи со скандинавскими валькириями).